Путешествие по Прибалтике и «Золотому кольцу» России

В начале августа 1984 года мы со Светланой оформили очередные отпуска и запланировали совместное с супругами Орешкиными автопутешествие в Прибалтику и Белоруссию с последующим автопробегом по «Золотому кольцу» России. Далее планировалось заехать в Горьковскую область, отдохнуть пару дней, забрать в деревне сына и вернуться домой.

Уже прошло три дня отпуска, а Орешкины ещё не были готовы ехать с нами ­– у Бориса были проблемы на работе. Хватит сидеть дома, решили мы – поедем одни, а Борис с Ниной пусть догоняют нас в Риге.

В половине девятого утра 7 августа выезжаем из Соснового Бора. На счетчике пробега моего ВАЗ 2101 44 048 км. Погода прекрасная, настроение хуже. Вчера вечером на кухне внезапно оборвалась полка с посудой, почти всё разбилось. Света расстроилась – плохой знак перед дальней дорогой. Призывает меня быть осторожнее и ехать не быстрее 80 км в час. Обещаю. Конечно, на двух машинах отправляться в путь лучше. Но ничего. Нас голыми руками не возьмешь!

Заправляем бензином полный бак – и вперёд в Эстонию! Прошли Ивангород и Нарву. Дорога стала лучше. Невдалеке от Раквере остановились попить чайку. Парень с девушкой на мотоцикле с московскими номерами, что долго шли за нами, ушли вперёд. По экипировке видно, что едут в Прибалтику отдыхать.

Не выходя из салона машины, перекусили и снова в путь. Через полтора километра увидели знакомый московский мотоцикл на обочине шоссе – авария. Девушки не видно, парень в шоке, рядом водители грузовиков и ГАИ. Жаль ребят – пропал у них отпуск.

Перед Таллином заезжаем на АЗС. У моего авто заело пробку бензобака, еле открыл её с большим трудом. Такое у меня уже бывало как-то раз в дороге. Заметил, что оба раза бак перед этим заправлялся полностью до горловины, а открывал я пробку, когда в баке оставалось не более 10 л бензина. По-видимому, «прихватывало» вакуумом, хотя может причина была в другом.

Без четверти два подъехали к столице Эстонии. Увидев указатель «Пярну», решили объехать Таллин по окружной дороге и вышли на трассу «Таллин-Рига». Идем по отличному шоссе, которое оставляет очень приятное впечатление. Рассказывают, что её строили в свое время немцы. Может быть и так, но и у прибалтов тоже неплохой опыт строительства автодорог.

Миновали границу Эстонии и Латвии. В половине четвертого прошли Пярну и в шесть вечера въехали в пос. Саулкрасты («Солнечный берег»). Здесь в кемпинге у нас были забронированы места. Позаботился об этом 1-й секретарь Рижского РК КПЛ тов. Абель Леонид Александрович, которому я дозвонился накануне по длинной цепочке телефонных контактов.

Поселок Саукрасты застроен редко, растянулся длинной полосой вдоль Рижского залива. Через 6 км от въезда поворот на кемпинг, который расположился около местного рынка. Рядом, через дорогу – море. Вот мы и прибыли на краткий отдых!

Устроились быстро в 3-х местный домик. Дежурная латышка, похоже была слегка навеселе и перепутала (как оказалось позднее) забронированный для меня домик, потому что взяла плату в три раза меньше.

Кемпинг «Саулкрасты», конечно, выглядел несколько примитивным, однако наличие рядом моря, киоска сети “ALUS” с пивом, квасом и другими напитками, а также прекрасная погода нас успокоили.

Следующим утром идем на море. Чистый песчаный пляж, солнце и легкий ветерок – отлично! Настроились на целый день загорать и купаться. На море довольно много рыбаков на резиновых лодках. Они смотрятся в штиль совсем, как на картинах Айвазовского. Начинаю жалеть, что мы не взяли с собой в дорогу свою резиновую лодку.

После обеда знакомимся с поселком. Он довольно интересен. Растянулся полосой вдоль залива, сплошь песчаные дюны и сосны. Очень удачно сделано несколько съездов к морю на автомобилях. На месте стоянок асфальтированные площадки. Чисто. Висят знаки, запрещающие разведение костров и выгул собак, а также установку палаток. На тропинках таблички «Въезд в зону дюн запрещён». Правильно!

Посетили комплекс магазинов в центре посёлка – с продуктами неплохо, особенно с молочными, промтовары находятся на среднем уровне.

Вечером сходили на почту. Светлана позвонила Нине Орешкиной. У Бориса Михайловича пока не удается пуск энергоблока после КПР, надеется, что завтра они смогут выехать из Соснового Бора. Ну, что же, подождём.

В кемпинге публика самая разношерстная. На въезде висит табличка «Мест нет», хотя очередь желающих небольшая – две машины. Автотуристы, судя по госномерам, из многих областей страны, в том числе из самой Латвии, по-видимому, из глубинных, отдаленных от моря районов. Недалеко от нас разместились шумные компании молодёжи (это явно не автотуристы) и съемочная группа «Беларусьфильма».

Но погода – люкс! Такая редко бывает в наших прибалтийских краях. Не случайно, что на пляжах полно народу. Представляю, что сейчас творится в Юрмале. Надо бы туда съездить, хотя могут и не пустить без пропуска.

С утра 9 августа снова на море – целый день на солнце. Сегодня оно особенно печёт, совсем как в Крыму. Надо успеть загореть, пока солнце даёт такую возможность. С опаской слушаем сообщения синоптиков – где-то там идёт циклон, который наверняка придет к нам с похолоданием и дождём.

Да, если бы знать, что Борис задержится, можно было бы выехать на два дня раньше и ухватить лишних солнечных лучей.

Вода в море прекрасна, мы бегаем купаться через каждые час-полчаса, иначе можно перегреться. К вечеру поняли, что нашей коже нужен отдых от солнца. Завтра с утра решили съездить в Ригу.

Кстати, опробовал в двух местах пиво (alus). «Рижское» пиво за 50 коп/кружка – отлично! На рынке и в центре продают alus из цистерн. Это пиво (32 коп. за кружку) варит местный колхоз. Оно грубое, отдает солодом, но пить всё равно приятно, особенно в жару.

10 августа едем в Ригу. Дорога довольно живописна, много озер по сторонам. Дорога, как я уже отмечал превосходна (по нашим меркам).

Въехали в Ригу по проспекту Ленина. На окраине Риге увидели «свой» мотель, где мы в июне 1979 года «загорали» всю ночь, дожидаясь ремонта (со страшной силой гремела цепь распределителя клапанов, из-за чего мы отказались от поездки в Юрмалу). Это было наше очередное автопутешествие по маршруту: Сосновый Бор – Копорье – Кингисепп – Сланцы – Гдов – Псков – Сигулда – Мурьяне – Рига … – Валмиера – Тарту – Йыхви – Силламяэ – Нарва – Кингисепп – Копорье – Сосновый Бор.

Въезжаем в город, паркуем машину рядом с костелом и пешком отправляемся по проспекту Ленина. Светлана ворчит на магазины – мало товаров и они далеко не модные. (она ещё не знает, что её ждёт впереди!). Между прочим, в магазине я купил себе сумочку для документов – хорошая вещь.

Едем «домой», в Саулкрасты. После обеда снова на пляж, снова на солнце. Недалеко от кемпинга замечаю небольшую речушку и на неё рыболовов – надо здесь побывать.

Становится скучно без Орешкиных, а может быть они и совсем не приедут? Мы со Светланой начинаем раздражаться, готовы заспорить по пустякам.

Ложимся спать. Около 23-00 объявляются Борис и Нина Орешкины. Ур-а-а! Устраиваемся все в нашем домике – завтра разберёмся.

11 августа с утра все идем на пляж, купаемся и загораем. Хорошо, что всё ещё тепло и солнечно. Орешкины довольны, что смогли уехать от дождя и попали на «солнечный берег».

После обеда перебираемся из 3-х местного домика под номером 45 в 4-х местный (№69). Вечером идем «форсануть» в местный ресторан Varava. После часового ожидания наконец попадаем в зал весьма посредственного ресторанчика. Принесли паршивую закуску, не то копченая индейка, не то остатки от других заказов. Наши жены морщатся и уж совсем округляют глаза при виде «кругленького» счета в 47 рублей.

Покидаем ресторан с чувством раздражения и обиды, но мужчины «хорохорятся», так как были инициаторами похода сюда, а сознаваться в своей неудаче не хочется.

С утра 12 августа погода меняется, ветер и пасмурно. Едем на моей машине на рыбалку в сторону Риги. Высаживаемся на какое-то озерко у дороги. Рыбалки никакой нет. Но вода в озере мягкая, купаемся, промываем свои головы – жены довольны.

Возникает небольшой конфликт с подъехавшими гаишниками – оказывается мы остановились под знаком, запрещающим стоянку. Показываю своё служебное удостоверение – конфликт исчерпан. Всё в порядке, можете отдыхать.

Переезжаем на замеченную мною раньше речушку, а точнее ручеек с названием Лиластэ. Народ ловит подлещиков. Накопав на берегу червей, пристраиваемся рядом. Улов небольшой, но всё же возвращаемся в кемпинг не с пустыми руками. После обеда уже вдвоем с Борисом снова едем на Лиластэ. Ловим подлещиков и плотву, у меня на червя взял небольшой щурёнок. Наши жены довольны, так как соскучились по рыбе.

На следующий день, 13 августа, на машине Бориса едем в сторону Риги, сворачиваем к устью реки Гауя и заезжаем в пос. Царникава, осматриваем магазины. Затем едем на речку, немного отдыхаем и рыбачим – идёт мелочь, но в реке рыба плещется, возможно, щука.

Возвращаемся назад. Обращаю внимание на строительство жилых домов и других строений из панелей. Непривычные для наших мест конструкции и формы, немного выдумки и вкуса придают домам свой колорит, прямо скажем, выгодно отличающий их от нашего однообразного панельного домостроения. В который раз отмечаю, что у прибалтов существует немало аспектов, через которые проявляется своеобразная, высокая культура этих народов.

До конца дня отдыхаем, пьем alus, играем в подкидного дурака.

14 августа утром собираемся в Ригу. Борис предлагает ехать на электричке – Светлана против, да и я готов ехать на своей машине.

В Риге делаем попытку попасть на органный концерт в Домском соборе. Но оказывается это почти тоже самое, что попасть в космическую экспедицию. Конечно, в принципе можно было бы использовать партийные связи, но Абелю Л.А. я не хотел снова надоедать с просьбой, а попытка выйти на моего сокурсника по ЛВПШ из ЦК Компартии Латвии Яниса Крастиня потерпела неудачу – он отбыл в отпуск в Грузию, в Боржоми. Решили отложить этот вопрос до «лучших времен».

Борис, взывая к своей памяти, берется сводить нас в приличный ресторан. Но в трёх подряд мы терпим фиаско – везде «закрыто на спецобслуживание». Есть такая удобная форма для предприятий торговли зарабатывать легкие деньги на туристах. Настроение скверное, на душе у мужчин тоскливо и матерно.

Предлагаю зайти в кафе «Ридзене». Плата за вход 3 руб. с человека. В кафе уютно и вкусно кормят. Совсем неплохо. На выходе интересуюсь у вежливого швейцара названием кафе. На плохом русском языке, но охотно, он рассказывает, что Ридзене – это название небольшой речки (уменьшительное от Риги), протекавшей когда-то в этом месте. Речки давно нет, а название осталось.

После небольшой прогулки по старой Риге садимся в автомобиль, тычемся по закоулкам, стараясь подъехать ближе к универмагу. Фотографируемся. Погода неважная, дождит. Уезжаем назад в Саулкрасты.

Сегодня уже 15 августа, восьмой день нашего пребывания в Латвии. Утром решили поехать в Сигулду, эту «латвийскую Швейцарию». Выяснили, что это совсем близко. Разобравшись в Атласе дорого, едем на машине Бориса. Вокруг открываются живописные места. Своеобразная гористая местность, образование гор объясняют мягким песчаным грунтом, в котором река Гауя нарезала глубокие каньоны.

Вся долина Гауи, протекающей кстати целиком в Латвии, объявлена национальным парком. Как потом оказалось и автомобили следовало ставить на платных стоянках (1 час 30 коп.). А мы по неразумению ставили свои бесплатно на обочине дороги.

Знакомимся с достопримечательностями Сигулды, фотографируем прекрасные виды долины. И самое радостное – делаем удачные покупки в приличном магазине. Я приобрел себе долгожданный плащ, жена – искусственную дубленку для дочери Ларисы. Нина Васильевна завидует нам, она ничего не может подобрать себе по фигуре (по-видимому, надо лучше следить за своим аппетитом).

Утром 16 августа начали собираться в дорогу. Пора ехать дальше в Литву. Погода теплая и солнечная, хотя утром было всего +6 оС. На одометре 44 912 км. Заехали к морю, попрощались. На часах 11-10. Выезжаем в направлении Риги, идем быстро и уверенно. Наши жены настойчиво требуют заехать на прощание в рижский магазин «Астра».

Находим этот магазин. Он торгует в основном одеждой и предметами для женщин. Очень модные, выпускаемые в небольшом количестве модели, специально для «Астры» и, естественно, по повышенным ценам.

Наши женщины в магазине в буквальном смысле ошалели, глаза блестят, ноздри раздуваются. У Светы в голосе грусть и печаль – карманы почти пусты. Нина Васильевна что-то покупает себе, но боится сразу об этом сказать Борису и прячет покупку у меня в машине.

Едем в центр Риги. Я делаю попытку дозвониться в Снечкус до Луконина Н.Ф. – неудачно. Потом выясниться, что у него сменился рабочий телефон.

Осматриваем знаменитый Домский собор, впечатление великолепное. Жаль, что не удалось послушать здесь органный концерт. Подозреваю, что мне было бы трудно описать его словами. Немного фотографируем виды Риги на слайды, перекусываем в машинах и в половине третьего выезжаем из Риги.

Недалеко от Риги заезжаем в Саласпилс, место, где в годы войны фашисты организовали концентрационный лагерь.

Саласпилсский мемориальный ансамбль — памятный комплекс жертвам нацизма; «Дорога страданий» с символическими бетонными статуями и группами. Находится на месте бывшего нацистского концлагеря. Работы были начаты в 1961 году, открыт в 1967 году. Общая площадь 40 гектаров. Под траурными плитами находится земля, собранная из 23 подобных концлагерей, действовавших на территории Латвии в годы немецкой оккупации.

Осмотрели мемориал – очень впечатляет. Хорошо, что такие памятные для народа места привлекают сегодня немало людей, особенно молодёжь. Это надо помнить так же, как и знать историю своего народа и страны.

В 7 часов вечера останавливаемся на ночлег, кое-как выбрав съезд к реке Даугава, почти сразу за г. Екабпилс. Невдалеке увидели рыбака, стоявшего с удочкой по колено в воде. Он что-то ловил в реке, чему мы с Борисом весьма обрадовались.

Рано утром попробовали порыбачить в Даугаве, но кроме мелочи ничего не поймали. Не зря шутят рыболовы: «надо знать водоём и способы ловли в ём».

Солнышко поднялось, стало тепло, даже удалось немного позагорать, пока собирались в дорогу. Заурчали моторы, и мы двинулись в путь. В час дня проехали границу Латвии и Литвы. Первый населенный пункт – Зарасай, город старый с булыжной мостовой.

Свернули на Швенчёнис и через Игналину взяли курс на Снечкус. В этом городе энергетиков Игналинской АЭС мы были четыре года назад. За это время он расстроился, стал красивее и удобнее. Есть хорошие градостроительные решения. Понравилась городская площадь у торгового центра с фонтаном и подземным переходом к озеру. Пообедали в столовой – похуже чем у нас в Сосновом Бору.

Дозвонились до Н.Ф. Луконина. Вместе с Борисом Орешкиным побывали у него в кабинете, временно расположенном у строителей. Я беседовал с Николаем Федоровичем около 20 минут.

Затем Негривода Геннадий Порфирьевич, заместитель главного инженера, бывший сосновоборец, провел нас с Борисом на первый блок ИАЭС. На БЩУ встретили НСС Хамаева В.В. – приятно было увидеть ещё одного земляка. Кстати, в управлении мы видели многих бывших работников Ленинградской АЭС.

Впечатление от посещения Игналинской АЭС и от встреч со знакомыми осталось двойственно: с одной стороны налицо профессиональные навыки строителей и эксплуатационников, с другой – уже нет того энтузиазма у людей, что был во время строительства ЛАЭС. Разумеется, впереди у них ещё много дел.

Ещё раз заглянул к Луконину Н.Ф., занял у него 100 руб. В шесть вечера выехали в Вильнюс и прибыли туда без четверти девять. Поселились вновь в гостинице ИАЭС в районе Каролинишкес на пр. Космонавтов.

Два дня, 18 и 19 августа «шиковали» в двух люксовых номерах гостиницы (машины стояли под окнами). Осмотрели новый город, сходили на гору Гидеминас, посмотрели оттуда на старую часть города. Много интересного, хотя старый город, по моему мнению, уступает и Таллину, и Риге.


Посетили музей изобразительного искусства. Классический стиль представлен слабо, очень много картин модернистов, в том числе и современной Литвы. Понравился музей атеизма, в котором развернуты прекрасные экспозиции по истории всех мировых религий. Неплохо «отметились» в ночном ресторане «Эрфурт», угощал Борис Михайлович.

20 августа. 10 часов утра. На счетчике пробега – 95 481 км. Погода хорошая. Выезжаем в Минск. Через час пересекли границу Литвы с Белоруссией. Остановились для фотосессии.

Ближе к Минску идут хорошие места, пересеченная местность, много водоёмов, леса. Перед Минском сворачиваем на Хатынь. Причем разобрались не сразу, запутались в многочисленных указателях.

Хаты́нь — деревня в Белоруссии, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих партизанами. В соответствии с принципом коллективного наказания 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны.  В карательной операции участвовали 118-й батальон шуцманшафта и особый батальон СС «Дирлевангер». В 1969 году на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс. Хатынь стала символом массового уничтожения мирного населения, осуществлявшегося нацистами и коллаборационистами на оккупированной территории СССР.


Осмотр мемориала в Хатыни занял у нас полчаса. Мы возложили цветы к мемориалу и почтили память погибших здесь мирных жителей.

Перед самым Минском организовали походный обед, после чего заехали в столицу Белорусской ССР. Город смотрится хорошо, он практически заново восстановлен после войны. Сохранившихся исторических зданий почти нет. На улицах удивляет дисциплина пешеходов. Я попал в нелепую ситуацию – пошел по привычке через улицу на красный свет при полном отсутствии вблизи машин. Однако, почувствовав спиной осуждающие взгляды оставшихся на тротуаре людей, вернулся назад. Мне стало стыдно, как когда-то в молодости в Ленинграде. Гуляя по Невскому проспекту, я бросил недокуренную сигарету мимо урны на тротуар. Тут же ко мне подошли два мальчугана с красными повязками на рукавах и предложили поднять свою сигарету. Пришлось выполнить их требование, тем более что за ними шли взрослые дружинники. Мне тогда было стыдно за свой бескультурье провинциала.

В магазинах изобилие промтоваров, выводящее наших жён из равновесия при дефиците дензнаков. Не рассчитывая на успех, зашел в магазин фототоваров – глаза разбежались – такого изобилия давно нигде не встречал. Спокойно купил дефицитную даже в Ленинграде обратимую цветную фотоплёнку ГДР.

Из Минска мы выехали на стройплощадку Минской АТЭЦ. Борису хотелось своими глазами взглянуть на одну из точек, куда манила его судьба. Осмотрели место стройки. Унылая местность, безлесье, торфяники и краснозём. Вся картина возможного места будущей работы вызвала у Бориса Михайловича отрицательные эмоции.

Заночевали невдалеке, на старом русле р. Свислочь. Попытались ловить рыбу, но ничего не поймали, хотя рыба в реке есть. Тем не менее, отдохнули неплохо.

Утром 21 августа снова в путь. Теперь у нас впереди Москва. Идем практически без остановок, проскакиваем города и вести, осматривая их на ходу, тем более что в большинстве из них мы уже бывали раньше. Стремимся доехать до Москвы засветло.

Не получилось. Въезжаем в столицу уже 22 августа, в 02-00. До чего же хороша поездка по ночной Москве. Борис идет впереди, я за ним. Въезжаем на Каменный мост – и вот он Кремль во всем великолепии! Полюбовавшись огнями в центре Москвы, двигаемся дальше к дому, где живут родители Нины Васильевны. В половине третьего прибыли на место, припарковались рядом с домом. Женщин оправили отдыхать в квартиру, а сами с Борисом, каждый в своей машине, немедленно бросились в объятия Морфея. Правда, я успел накрыть свою машину чехлом, чтобы утром не разбудило солнце.

Выспавшись и пообщавшись с родственниками Орешкиных, отправились путешествовать по Москве общественным транспортом. Попытался дозвониться в Звездный городок к Береговому Г.Т. – возникла мысль воспользоваться его приглашением и навестить космонавтов в Звездном городке. Не получилось, по-видимому, Георгий Тимофеевич, как и я, находился в отпуске.

У Светланы Федоровны портится настроение – причина, конечно же во мне и моих не совсем понятных ей действиях. Но и у меня настроение не лучше – сказывается уже усталость от долгой поездки.

Борис явно не хочет ехать с нами в Ягубовку, куда мы с женой его и Нину приглашаем. Но пока он молчит, впереди у нас ещё «Золотое кольцо России».

В 10 часов утра 23 августа отъезжаем в подмосковный Загорск. Здесь мы с большим интересом осмотрели знаменитый комплекс церквей и монастырей. Прикоснулись к действующим православным храмам и получили сильные впечатления. Безусловно, православное христианство неразрывно связано с историей России. И даже несмотря на то, что сегодня это выглядит для части людей этаким анахронизмом, на многих верующих и не осень верующих людей церковь оказывает достаточно сильное влияние.

На площади перед храмом наблюдаем толпу любопытных. Какой-то умелец весьма колоритного вида, смахивающий на глухонемого, в мгновение ока, всего за 1 рубль вырезает из плотной черной бумаги ваш силуэт. Желающих много, в том числе иностранцы – дела у ловкого малого, кстати оказавшегося отнюдь не глухонемым, явно процветали.

Купив в киоске несколько сувениров, а в магазине талонов на бензин, устремляемся снова в путь.

Следующая остановка на берегу Плещеева озера у Переславль-Залесского. Мы с Борисом искупались, женщины просто отдохнули после дороги. Заехали в город и осмотрели снаружи музей «Ботик Петра I», потому как сам музей был закрыт без объяснения причины. Здесь же, на стоянке возле музея, мы и пообедали, так сказать, на природе. Не торопясь, проехали через весь город – впечатления не осталось практически никакого.

Вообще этот маршрут, т.н. «Золотое кольцо России», мог бы и получше устроен. Если бы сюда прибалтов, они наверняка сделали бы из маршрута «конфетку».

Далее держим курс на Юрьев-Польский, затем через Гаврилов посад собираемся добраться до Суздаля. Если по Атласу автомобильных дорог все понятно, то на практике это далеко не так. Местами дорога очень плохая, особенно участок протяженностью 15 км на границе между Московской и Ивановской областями. Ехали по самой настоящей лесной дороге с глубокими колеями и рытвинами, хорошо, что была сухая погода.

Перед Суздалем заночевали на берегу какого-то пруда. В воздухе тучи комаров, в пруду под берегом «бьёт» щука. Однако, рыбалка у нас не получается.

Сегодня 24 августа. Позавтракали, встали «на колёса», и вот он перед нами – красавец Суздаль. Город хорош, ничего не скажешь, золотые купола блестят на солнце (вот почему, наверное, и название «Золотое кольцо России»). Осматриваем некоторые достопримечательности. Плохо то, что негде запарковать машины – везде висят запрещающие знаки (как говорится, все удобства для автотуристов). Настроение портится. Оставляем машины прямо под запрещающим знаком и идем в Кремль и торговые ряды.

Через полчаса сворачиваем экскурсию и едем дальше через Владимир в сторону Горького. За Владимиром, перед известным храмом Покрова на Нерли, с большим сожалением расстаемся с четой Орешкиных. Они решили сходить в храм, а затем возвращаются в Москву. Мы же, полюбовавшись великолепным храмом издали, даём прощальный гудок и отправляемся дальше в Горький.

И вновь летит под колеса многократно пройденная (уже сбился со счёта) дорога. Вот уже и Горький, широко размахнувшийся на слиянии двух великих русских рек, Оки и Волги. Ещё один бросок – и мы уже в нашей родной Ягубовке, в объятиях Анны Тимофеевны и отлично загоревшего сына Александра.

Три дня отдыхаем в деревне. Конечно, с традиционной русской баней «по-чёрному», крепким самогончиком и отличной рыбалкой на Пьяне. В этот раз я неплохо половил на блесну небольших щучек. Вместе с сыном выкопали всю картошку на огороде, помыли на реке машину, готовимся к отъезду домой.


Утром 28 августа отправляемся в обратный путь в Сосновый Бор. Проходим по кольцевой дороге Москву и останавливаемся на ночлег сразу за Калининым. Незадолго перед этим случается происшествие. В сумерках останавливаемся на обочине – впереди развилка на ремонтируемом участке объездной дороги вокруг Калинина. Одна дорога берет правее, а другая левее с небольшим подъемом. Никаких указателей и знаков нет. Выходим с Саней из машины и идем по обочине вперед, чтобы прояснить обстановку. Пара автомобилей прошла мимо нас по правой дороге, но неожиданно из темноты сзади нас появляется большая фура и взяв левее, попадает левыми колесами на верхнюю дорогу, а правыми на нижнюю. Проехав не больше 10 метров, фура накренилась и с грохотом падает прямо перед нами, подняв тучу пыли. Из кабины, матерясь, вылезает водитель. Он жив-здоров, но в легком шоке. Как будут поднимать этот грузовик, трудно было представить. Но, слава Богу, что машина осталась целой. Водитель сказал, что у него нет груза – это облегчит задачу.

Мы пожелали ему удачи и вернулись в свою машину, где нас ожидала испуганная Светлана. Всю оставшуюся дорогу она «пилила» меня, чтобы я ехал тише. Но, разве дело только в скорости?

С восходом солнца на следующий день отправляемся снова в путь. Едем на Новгород. Заезжаем пообедать в знакомый трактир «Любава». Как обычно, берем щи петровские в глиняном горшочке – вкусно. В Ленинград решили не заезжать, берем курс на Лугу, так ближе. Перед Копорьем останавливаемся. Перекусываем накоротке. Из канистры слегка смываю дорожную пыль с машины. Последний бросок, слева сверкает узкая полоска Финского залива, позади остаются белоснежные корпуса ЛАЭС, и вот наконец 29 августа в 15-30 мы уже дома.

Снимаю показания счетчика – 48 978 км. Это значит за 23 дня отпуска общий пробег составил 4 750 км. Не так много, у меня бывало и побольше. Очередное автопутешествие закончилось. Что будет на следующий год? Может быть хватит? Хотя, навряд ли, я откажусь от удовольствия путешествовать на своём автомобиле, я как-то уже привык к этому.

 



Количество показов: 1816
rating:  3.3

Возврат к списку


Сегодня 
28 Апреля 2024 года