Первый автомобильный маршрут. Июнь 1973 года

 Счастливый обладатель "копейки"

Летом 1972 года профком предприятия выделил мне, тогдашнему начальнику смены Ленинградской АЭС имени В.И. Ленина, квоту на приобретение личного автомобиля. Стоило это удовольствие в то время 5500 руб. Деньги для меня были немалые, их пришлось «скрести по сусекам» и занимать у родственников.

И вот я – счастливый обладатель ВАЗ 2101 «Жигули» палевого цвета с госномером «15-74 ЛОЛ». Радости моей нет предела. Небольшой опыт вождения автомашин как легковых, так и грузовиков у меня был давно. Еще в школе, а потом студентом на целине я частенько «посиживал» за рулём, хотя и не имел прав на вождение. Однако пришлось серьезно позаниматься теорией и практикой езды самостоятельно, а также с помощью товарищей по работе. Удостоверение водителя я получил в августе 1972 года, сдав экзамен по правилам и вождению с первой попытки.

Совершая «каботажные» выезды в Ленинград и Ломоносов, вылазки на природу в окрестностях Соснового Бора, я совершенствовал свое водительское мастерство. Наконец настал момент, когда надо было готовиться к большой поездке. Теперь предстояло одолеть путь почти в 3 тыс. км – съездить в Горьковскую область, отвезти детей к бабушке в деревню и вернуться обратно. Это было первое настоящее испытание для молодого водителя.

Готовился к путешествию тщательно. Купил «Атлас автомобильных дорог СССР» и внимательно изучал будущий маршрут. Прислушивался к советам «бывалых». Особенно много и по делу советовал Валерий Николаевич Чернышев, тогдашний зам. нач. электроцеха ЛАЭС. Его советы касались режима и скорости езды, выбора мест для стоянок и т.д. и т.п. Слушал с разинутым ртом. Но гораздо позднее понял, что каждый совет надо все равно примерять на свой лад.

Итак, все готово в дорогу. Семья в сборе. Дети ещё маленькие, это позволит ночлег устраивать в машине, обходясь без палатки.

Рано утром в теплый июньский день мы с супругой Светланой, семилетней дочкой Ларисой и трехлетним сыном Сашей отправились в дальний путь из Соснового Бора на нашу «вторую родину».

В дороге нам любопытно было всё: и широкая, бесконечная магистраль на Москву, и многочисленные населенные пункты, и вся эта многообразная жизнь, которая кипела вокруг «большого московского тракта». Интересно, каким он был во времена Радищева?

Постоянно «тычемся» в Атлас дорог – всё ново, все интересно. Проехали Новгород, завернули в кемпинг – нет, это не для нашего брата, а скорее для интуристов. На обед остановились у придорожного трактира «Любава» (нам его советовал Чернышев В.Н.). Понравилось всё – петровские щи в горшочке, квас с мёдом, сам интерьер кафе, выдержанный в старинном русском стиле, приветливые официантки. Трактир недавно открылся и ещё не успел «остоловиться».

Едем дальше. Местами дорогу ремонтируют, надо быть осторожным, нередко попадаются встречные машины без лобовых стёкол. Мотаю себе на ус. По дороге видели несколько аварий, некоторые были достаточно серьезные. Каждый раз после такой встречи повышаешь бдительность и на время снижаешь скорость движения.

Завтрак в дороге

Заночевать решили, не доезжая до Вышнего Волочка. Место не очень удобное для ночлега, но мы ведь в машине. Утром Света быстро готовит легкий завтрак, используя походный «Шмель». После завтрака снова в путь.

В первый день дороги очень интересными показались нам спуски и подъемы на Валдайской возвышенности – необычно. Следующую остановку будем делать за Москвой в Монино, там живет Елизавета Тимофеевна, родная тетя Светланы.

Проехали Калинин, Клин и вот впереди показалась долгожданная Москва! Въезжаю на объездную кольцевую дорогу, сразу было трудно сообразить, как на неё заехать и как съезжать, но потом разобрался. На объездной дороге (она тогда была двухполосной) получил первый прокол на правом заднем колесе. Догадался (из-за отсутствия должного опыта и сильного шума от потока машин) не сразу – проехал метров сто. Финал был вполне ожидаемым – «съело» корд у покрышки. Поставил запаску и снова в путь.

Съехал с кольцевой дороги на Щелковское шоссе. Оказалось, надо было свернуть чуть дальше – на Горьковскую трассу. Доехали почти до Звездного городка, и пришлось повернуть после расспросов направо и по плохой, разбитой дороге, наконец, добрались до Монино. Так как тетя Лиза жила в закрытом посёлке Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, т.н. ДОС (дома офицерского состава), я остановился перед шлагбаумом. Пришлось Светлане с детьми, уговорив дежурного по КПП, отправиться туда пешком. Через полчаса пришел муж тети Лизы Михаил Бурденков, в просторечии «дядя Миша», оформил пропуск на машину, и я въехал в этот небольшой, благоустроенный городок.

После хорошего отдыха у гостеприимных хозяев провели короткое знакомство с посёлком (ДОС), который понравился нам сразу, тем более что мы сами привыкли жить в небольших городках: Красноярске-26 (теперешний Железногорск в Сибири) и Сосновом Бору под Ленинградом. Утром, выспавшись, отправились дальше в путь.

Горьковское шоссе имело бетонное покрытие и две полосы почти на всем протяжении, что позволяло держать хорошую скорость, хотя на стыках бетонных полотен постукивало, напоминая чем-то езду по железной дороге. Въехали во Владимир. Город поразил своими белоснежными храмами и золотыми куполами на них. Прекрасное зрелище.

Ближе к полудню въехали в Горький. Красавец город величаво раскинулся на берегах двух русских рек: Волги и Оки. Но мне на эту красоту смотреть некогда, тем более что я уже немного знаком с этим городом. Но теперь мне как водителю надо в первый раз сообразить, как через него проехать. Пару раз спрашивал совета у таксистов, пока, наконец, вырвались через знаменитый «окский подъем» мимо Кремля на дорогу в сторону Казани. Проехали город-труженик Кстово. Впереди посёлок Работки, слева внизу на повороте блестит зеркало Волги. Дорога уходит вправо. Дух захватывает от прекрасных видов среднерусской возвышенности.

Съезжаем с более-менее приличной «казанской трассы». Поворот на Большое Мурашкино. Начинаются отвратительные дороги, по которым раньше мне приходилось трястись на автобусе, а теперь проверяю их на своем автомобиле. Заезжаем в районный центр Бутурлино, здесь нам приходилось бывать частенько на железнодорожной станции Смагино. Дальше разбитая дорога ведет по живописным полям мимо  деревень с прекрасными русскими названиями: Васильки, Кетрось, Пергалей, Сурадеево. Вот и мост через чудесную реку Пьяну, а за ним и наша цель – ставшая уже родной всей нашей семье деревня Ягубовка, в которой нам и дышится и живется легко.

Отдохнув несколько дней в деревне и сбегав пару раз на рыбалку на Пьяну, а также посетив с визитами вежливости всех родственников, которых на тот момент в деревне было немало, начинаем вдвоем со Светой собираться в обратный путь, оставив детей на попечение бабушки Анны Тимофеевны. В машину загружаем обязательные деревенские подарки и прошлогодние заготовки из погреба, в который раз даем наказы детям вести себя хорошо и слушаться бабушку.

И вот уже под колесами моего жигулёнка пылится деревенская дорога – начало дальнего пути до Ленинграда. Снова глазам нашим и слева и справа открываются полные красот окоёмы. До Горького добираемся без приключений, но проехать город по тому же самому пути не удается, дорогу до центра города я долго ещё не мог запомнить. Заночевали перед Москвой в машине, в Монино не стали заезжать.

Ночью прошел небольшой дождь, и утром пришлось ехать по мокрой дороге. Где-то уже под Новгородом попал в неприятную ситуацию. Долго шел за фурой, которая была вся окутана облаком дыма и грязи, обогнать её не представлялось возможным из-за встречных машин. Наконец, появился просвет на встречке, и я пошел на обгон. Когда уже почти поравнялся с фурой, её водитель, не обращая на меня никакого внимания и не показав поворота, тоже решил обогнать какую-то легковушку, оказавшуюся перед ним. В результате мне пришлось взять левее и уйти со встречки на обочину, покрытую гравием, и уже по ней закончить обгон. Несмотря на то, что мою машину начало «таскать» по слегка укатанной обочине, я удержал руль и закончил обгон, который у меня получился двойным. Таким образом, я невольно сделал грубейшее нарушение ПДД из-за водителя грузовика. В дальнейшем подобных случаев я не допускал, и мы благополучно добрались уже поздним вечером домой.

Первую дальнюю поездку новый автомобиль и молодой водитель в целом выдержали успешно, если не считать «мелких брызг». Впереди у меня будет ещё много дорог, немало приключений, проблем с автомобилями и масса интересных встреч и наблюдений. Но это все ещё впереди.  

→ Назад в раздел "Путевые заметки"



Количество показов: 2207
rating:  2.94

Возврат к списку