На берегах реки Пьяны

На берегах реки Пьяны

Историческая справка. В давние времена Приволжско-Сурский край населяли, в основном, мордовские и марийские племена, которые занимались охотой, рыболовством, бортничеством и земледелием. На выжженных участках леса они сеяли пшеницу, овёс, ячмень, горох, просо, коноплю. Но постепенно, тихо и мирно с согласия местного населения на облюбованных землях вдоль речки Пьяны селились славяне: суздальцы, псковичи, новгородцы. Русские пришли с сохой, телегой, проложили колёсные дороги, поставили бревенчатые избы, которые по сравнению с мордовскими землянками казались настоящими теремами. На полях заколосилась рожь, зацвёл лён.
Славянская колонизация мордовских земель проходила в два этапа: мирный (крестьянский) охватывал 8-10 века, и военный (великокняжеский) - 11-16 века. В 50 годы 16 века русские окончательно заселяют этот край. Царь Иван Грозный своим указом даровал земли по реке Пьяне Бутурлину. Фёдор Иванович Бутурлин был воеводой царя в последнем походе на Казань. Так в середине 16 века начало свою жизнь между мордовскими поселениями русское сельцо Бутурлино, названное по фамилии владельца. Вместе с Бутурлиным здесь получают земли выдающийся воевода, боярин и князь Михаил Иванович Воротынский (село Крутец), татарский царевич Ягуб (Екуб) (село Ягубовка), Бурнук мурза Васильев (село Борнуково), арзамасская служилая мордва (пустошь на Враге Пергалей). До сих пор в нынешнем Бутурлинском районе Нижегородской области сохранилось более 50 названий сёл, деревень и речушек мордовского, марийского и татарского происхождения. 

Ягубовка

Река Пьяна, что протекает по нижегородской земле, считается самой извилистой рекой в мире (одна из версий происхождения её названия связана именно с этим). Ее длина составляет более 400 км, в то время как верховье и низовье находятся на расстоянии 30 км друг от друга. В реку впадает множество притоков. Общая площадь бассейна реки Пьяны насчитывает более восьми тысяч кв. км – это самый большой из всех бассейнов малых рек в этом регионе.

Низменная пойма реки Пьяны, в отличие от большинства земель нечерноземной полосы, богата плодородным черноземом и весьма привлекательна для развития земледелия в близлежащих селах, а обширные заливные луга представляют собой прекрасные угодья для пастбищ и сенокоса. Природа одарила этот край и другим своим удивительным творением – рядом с селом Борнуково на правобережном, коренном склоне долины реки Пьяны, расположена уникальная и одна из самых известных пещер на территории России – Борнуковская пещера.

Она превосходит многие другие подобные природные объекты пестротой и многокрасочностью горных пород, слагающих ее потолки и стены. Так ее характеризуют многие путешественники, посетившие не одну пещеру. Если забраться наверх обрыва, то открывается широкий вид на долину реки Пьяна. Отсюда же можно посмотреть вдаль, на деревню Ягубовка.

Историческая справка. В середине 17 века в крае появилось имя Бориса Ивановича Морозова. Стольник, боярин, "дядька" царя Алексея Михайловича, а впоследствии соправитель, Борис Иванович был личностью выдающейся. Ему принадлежали 55 тыс. крестьян, железоделательные, кирпичные и поташные заводы, мельницы и винокурни. Морозов владел многими сёлами в Бутурлинском крае. В большинстве сёл были "будные станы", или майданы, где изготавливали поташ, который продавали в Англию и Голландию. Поташ широко использовался в мыловаренном, стекольном производстве, применялся для выделки кож и при изготовлении сукна. "Будное" дело было прибыльным для боярина, но губительным для природы. Для 100 бочек поташа (в бочке 30 пудов) требовалось заготовить 300 сажен дров. Могучие, вековые леса истреблялись безжалостно, мелели реки, озёра, беднее становился животный мир. Но щедры ещё были природные закрома, если Морозов в строжайших своих письмах приказчикам наказывал, чтобы присылаемые "стерляди были больше аршина..., а меньше трёх четвертей аршина не присылать, а лещи б тоже в аршин и без двух вершков, а линей в 3\4 аршина". Велел барин во "Пьяне реке ... раков ловить, из тех раков вынимать раковые жерновки... и те жерновки присылать в Москву".
Людей на изготовление поташа требовалось много, крестьянина-землепашца отрывали от основной работы в самое горячее время, т.е. летом. Крестьяне жаловались на свою горькую долю, но жалобы оставались без ответа, и работный люд на майданах пускался в бега. Начались крестьянские бунты. Крестьян ловили, нещадно били, но недовольство продолжало расти. Бутурлинские крестьяне прослышав, что в Мурашкине народ поднялся и что объявился там атаман Максим Осипов - правая рука Степана Разина, поспешили присоединиться к повстанцам. Расплата была ужасной. Карательные отряды государя сжигали дома непокорных и их самих.
Спустя 100 лет потомки разинцев, не убоявшись кары, вновь взялись за вилы, колья, топоры. Напуганная размахом крестьянского движения императрица Екатерина II для усиления власти на местах проводит в 1779 году административную реформу. Бутурлинский край вошёл в состав вновь образованного Княгининского уезда.
Война 1812 года увела из края лучших мужиков. Нижегородское дворянство постановило отдать в ополчение по четыре человека из каждой сотни крепостных. Немало бутурлинцев вступило в формировавшийся в Княгинине 4-й пехотный полк ополчения, принявший участие в освобождении Европы в 1813 году. Крестьянская реформа 1861 года ознаменовала собой начало новой буржуазной России. Но крестьянину от этого не стало легче. В 1891-1893 большинство населения Нижегородской губернии обнищало, главным образом, от неурожая хлебов. Крестьяне начали заниматься подсобными промыслами, как для удовлетворения собственных нужд, так и для продажи (ткачество, кузнечный, бондарный, гончарный и т.д.)
В первой трети 20 века Бутурлинский край насчитывал 2,8 тыс. крестьян-отходников. Среди них примерно 33% шли в чернорабочие на разные волжские и астраханские рыбные промыслы, 32% были плотниками и речниками. Многие бутурлинцы занимались перевозкой грузов - извозом, немалое число шло в дворники и домашнюю прислугу. У каждого села были свои пристрастия и к промыслам, и к городам. Бутурлинцы работали грузчиками, плотниками, землекопами. Многие из них отправлялись в Шую, Пермь, Нижний Новгород, Москву и Санкт-Петербург. Они становились там кровельщиками, столярами, кондитерами, колбасниками, железнодорожниками. Возвращаясь в свои сёла и деревни, отходники приносили не только заработанные тяжёлым трудом деньги, но и новые веяния. (Использованы материалы сайта "Бутурлинский район". 

Еще в начале 19 века в селах Ягубовка, Борнуково и соседних с ними деревнях тогдашнего Княгининского уезда Нижегородской губернии, привольно раскинувшихся в живописной пойме реки Пьяны, обосновались и вели крестьянское хозяйство, а также занимались подсобным промыслом семьи Афанасьевых, Головлёвых, Жеданиных и Сохиных.

В семье зажиточных крестьян Алексея и Марии Сохиных, имевших деревенское прозвище ­– Сытовы, было трое сыновей – старшие Иван, Семён и младший Дмитрий. Старшие братья ещё в молодости уехали в Петербург, где оба стали работать приказчиками в Апраксином дворе. До революции Апраксин двор был крупнейшим в Европе по оптовому товарообороту. На его территории вкупе с Мариинским двором разместилось более 50 корпусов с 650 лавками.

Торговали тканями, мебелью, обувью, хозяйственными товарами, а также произведениями и предметами народных промыслов, поделками городских ремесленников и умельцев, антиквариатом. Кроме того, непременным атрибутом Двора были различные чайные, закусочные и трактиры. Так продолжалось вплоть до революции. После революции "мир торговых оборотов" Апраксина двора перестал существовать.

Историческая справка. В 1905-1907 годах в Бутурлинском крае прокатилась волна крестьянских волнений, которая выражалась в незаконных порубках леса, самовольных покосах. Было также несколько случаев поджогов помещичьих имений. Столыпинская реформа в здешних нечерноземных деревнях не дала нужных результатов. Вышедшие на отруба крестьяне не стали фермерами. Империалистическая война, неурожаи, сокращение посевов (в 1912 году многие бутурлинские крестьяне не могли засеять свои поля из-за недостатка семян), дороговизна хлебных продуктов, туберкулёз, тиф, оспа... Революция пришла в полуживую деревню. Весть о Февральской революции и отставке царя пришла в Бутурлинскую волость в начале марта 1917 года. Жизнь бутурлинцев практически не изменилась. Большими земельными наделами по-прежнему владели немногочисленные зажиточные крестьяне и торговцы, а река Пьяна и луга вдоль неё находились во владении помещиков Чемизовых. В начале декабря 1917 года пришла весть о свержении Временного правительства. Но и она мало что изменила. В Княгинине, уездном центре, куда входили все волости края, был созван 1-й уездный крестьянский съезд. Он и решил вопрос о создании в уезде власти Советов. (Использованы материалы сайта http://buturlino.ru)

После революции братья Сохины вернутся в родную деревню Ягубовку и станут жить в родительском доме. Позднее, в 1928-32 годах в стране начнется массовая коллективизация, а параллельно в жизнь будет воплощаться лозунг «ликвидации кулачества как класса!» Компания по ликвидации «кулаков-мироедов», а вместе с ними просто зажиточных крестьян, своим умом и трудом добившихся успехов на селе, не минует и Ягубовки. Братьев Сохиных, Ивана и Семёна, в начале 30-х годов вышлют в Сибирь с частичной конфискацией имущества. Вернутся они на родину только уже после Отечественной войны и снова станут жить в Ягубовке. По воспоминаниям их правнучки Светланы, любившей бывать в гостях у них, это были очень умные и воспитанные люди, в их доме было немало мебели, книг и вещей, каких не было ни у кого в деревне. Но это случится гораздо позже, а пока события развивались своим чередом.

Судьба младшего сына Сохиных Дмитрия Алексеевича сложилась по-иному. Молодому и красивому парню родители сосватали невесту из соседнего села, но брак без обоюдной любви не состоялся. Спустя полгода Дмитрий женился на Анастасии, дочери Василия и Екатерины Александровых из своей же деревни. Свадьба была богатой, на зависть многим, но вскоре Дмитрий заболел неизвестной болезнью и через некоторое время умер, оставив беременную жену вдовой. В деревне ходили слухи, что причиной болезни стал «наговор» его первой невесты.

Молодая вдова Анастасия Сохина вскоре родила дочь, которую назвали Анной, а через два года Анастасия вышла замуж за купца Пилясова и перебралась в соседнюю деревню Борнуково. У её нового мужа уже были дети от первого брака, и внучку Анну забрали к себе дед с бабкой, Алексей и Мария Сохины, которые и воспитывали её до совершеннолетия. Выросла Анна Дмитриевна высокой красивой и умной девушкой, и её дядья, Иван и Семён, взявшие со временем попечительство над племянницей, уже присматривали ей жениха, обещая дать богатое приданое.


Количество показов: 6349
Рейтинг:  3.2

Возврат к списку


Просмотр полных текстов записей данного раздела доступен после авторизации на сайте!!!

Сегодня 
25 Апреля 2024 года Четверг